Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
языков дм. дм
Гуманитарный словарь
ЯЗЫ́КОВ Дм. Дм. (1850-1918) - библиограф, лит.-вед. Род. в Москве, в семье наставника Тверской семинарии, позднее ставшего моск. протоиереем, Д. И. Языкова. В 1870 окончил курс Моск. семинарии, а в 1874 - ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. Преподавал в г-зиях. В 1896 принял назначение на пост библиотекаря б-ки Моск. ун-та и в течение 12 лет (1896-1908) руководил ею. В 1898-99 Я. был пред. Моск. библ. кружка, и по его инициативе состоялось преобразование этого кружка в Рус. библ. об-во при Моск. ун-те. В этом об-ве он был товарищем пред. (1900-02). Осн. библ. труд Я. - "Обзор жизни и трудов рус. писателей" (1885-1916. Вып. 1-13; с 10-го вып. название меняется: "Обзор жизни и трудов рус. писателей и писательниц"), выходивший ежегодно. Образцом для Я. послужили "Краткие сведения о рус. писателях и ученых" Г. Н. Геннади, печатавшиеся в качестве подготовит. мат-лов для его словаря. Но Я. составлял свой "Обзор" по б. широкому плану, стремясь охватить всех умерших за каждый истекший год авторов, назвать все без исключения произв. данных авторов как отдельно изданные, так и напечат. в газетах и журналах, указать лит-ру о них. Я. последовательно воздерживался от к.-л. оценок деят-ности авторов. В отличие от Геннади, он не имел предварит. картотеки, производя разыскания по каждому автору отдельно, многократно пересматривая библ. пособия, журналы и газеты. Такой метод вызывал неизбежные пропуски и замедлял темп работы, однако это мало смущало Я., работавшего для будущих поколений.
Лит.: Кричевский Г. Г. Д. Д. Языков и его библиографич. деятельность // Сов. библ. 1941. Вып. 1.
(languages, classification of), одна из осн. задач языкознания, к-рое обычно исходит из разделения языков на естественные, используемые людьми в кач-ве разговорной речи, и искусств., напр., языки программирования или логики. Существует две осн. классификации естественных яз.: генетическая и формальная (типологическая). Первая базируется на понятии языкового родства. Напр., большинство языков Европы и Сев. Индии, включая англ., валлийский, итал., нем., рус., франц. и хинди, относятся к индоевропейским языкам, поскольку доказано, что они происходят из одного общего источника. Подобным же образом араб., иврит и мальтийский яз. классифицируются как семитские языки. Формальная классификация группирует языки по принципу грамматического (грамматика) сходства - независимо от степени их родства. В свое время было принято классифицировать языки по особенностям моделей их словообразования. Позже была разработана классификация по расположению осн. членов предложения: подлежащего, сказуемого и дополнения. Англ. яз. имеет, напр., след, структуру предложения: подлежащее-сказуемое-дополнение. В предложении Джон любит Мэри Джон - подлежащее, любит - сказуемое, а Мэри - дополнение. В тур. яз. иной порядок: подлежащее-дополнение-сказуемое, а в валлийском: сказуемое-подлежащее-дополнение. Иногда Я.к. проводят в зависимости от порядка слов в предложении - фиксированного или свободного.
ЯЗЫ́КОВ Ник. Мих. (1803-46/47) - поэт. Из старин. дворян. рода. В 1814-19 учился в Петерб. Горном кадетском корпусе, в 1819-20 - в Ин-те корпуса инж. путей сообщения, в 1822-29 жил в Дерпте, где в 1823-27 учился на этико-полит. отд. филос. ф-та ун-та. В 1831-33 - чиновник Межевой канцелярии в Москве (служба носила номинальный характер). В 1838-43 на излечении за границей. Лит. дебют Я. состоялся в 1819 на страницах "Соревнователя просвещения и благотворения". В своих юношеских произв. он наиболее близок традициям рус. "легкой поэзии". В дерптские годы выдвигается в число ведущих лириков эпохи. Стержневой для творчества Я. той поры образ поэта-студента воплощает в себе романтич. жажду раскрепощения личности, силу и полноту переживания жизни. Его студенч. песни и дружеские послания, любовную, национально-ист. ("Песнь барда во время владычества татар в России", 1823; "Евпатий", 1824; "Новгородская песнь. 1-я. 1170", 1825 и др.), политич. ("Н. Д. Киселеву" - "В стране, где я забыл мирские наслажденья...", 1823; "Элегия" - "Еще молчит гроза народа...", 1824 и др.) лирику связывает общий пафос вольнолюбия, единое "стремление к душевному простору" (И. В. Киреевский). Оппозиц. характер творчества Я. делает его в 1820-е гг. лит. союзником декабристов. Он сотрудничает в "Полярной звезде", в 1824 по рекомендации К. Ф. Рылеева принят в Вольное об-во любителей рос. словесности. Важное значение для определения лит. позиции Я. имеет и его сближение в сер. 1820-х гг. с А. С. Пушкиным, а в конце десятилетия - с кругом "Моск. вестника". Покинув Дерпт, Я. задумывает переменить и направление своего творчества: от преобладавшей прежде "лирики чувств" он пытается перейти к программной, философски и социально значимой поэзии ("Ау!", 1831; "Поэту", 1831; псалмодическая лирика и т. п.). Этот внутренний рубеж отмечает появившийся в 1833 сб. "Стихотворения". Однако планы Я. начала 1830-х гг. не осуществились: после выхода книги он переживает кризис, в дальнейшем его творчество приобретает иной характер, отражает общелит. эволюцию. Ряд стихотв. кон. 1830-х - нач. 1840-х гг., "Сказка о пастухе и диком вепре" (1835), драматич. сказка "Жар-Птица" (1836-38), стихотв. повесть "Сержант Сурмин" (1839), сцены "Встреча Нового года" (1840) и "Странный случай" (1841) свидетельствуют об усиливающемся внимании поэта к повседневности, об объективизации его манеры. Особый этап деят-ности Я. представляют собой последние, моск. годы его жизни (1843-46). В известной мере под влиянием Н. В. Гоголя, с к-рым он сблизился за границей, Я. возвращается к мысли о высокой обществ. миссии художника ("Земле-трясенье", 1844). Центральной в его творчестве в это время становится нац. тема ("Стихи на объявление памятника историографу Н. М. Карамзину", 1845; "Самсон", 1846 и др.). Активно поддерживая славянофилов, Я. выступает с крайне резкими антизапад-нич. посланиями ("К ненашим", 1844; "К Чаадаеву", 1844 и т. д.), послужившими поляризации обществ. сил и вместе с тем нанесшими ущерб репутации самого автора. Наиб. привлекательной для современников стороной творчества Я. всегда оставалось мастерское владение поэтич. словом - ритмическое и интонационное разнообразие стихотворений, их экспрессивность, смелые лексич. эксперименты. Многие из произв. Я. положены на музыку ("Песня" - "Из страны, страны далекой...", 1827; "Пловец" - "Нелюдимо наше море", 1829 и др.). Я. оставил о себе память и как один из инициаторов науч. собирания рус. фольклора, соратник П. В. Киреевского.
Язы́ков Николай Михайлович (1803 - 1846/1847), русский поэт. В ранней лирике - мотивы радости бытия; некоторые стихи стали популярными песнями («Нелюдимо наше море», музыка К. П. Вильбоа, и др.). В 30-40-х гг. приходит к религиозному пониманию мира. Сближается со славянофилами.
* * *
ЯЗЫКОВ Николай Михайлович - ЯЗЫ́КОВ Николай Михайлович (1803-1846/47), русский поэт. В ранней лирике - мотивы радости бытия; некоторые стихи стали популярными песнями («Нелюдимо наше море», музыка К. П. Вильбоа, и др.). В 30-40-е гг. приходит к религиозному пониманию мира. Сближается со славянофилами (см. СЛАВЯНОФИЛЫ).
Большой энциклопедический словарь
ЯЗЫКОВ Николай Михайлович (1803-1846/47) - русский поэт. В ранней лирике - мотивы радости бытия; некоторые стихи стали популярными песнями ("Нелюдимо наше море", музыка К. П. Вильбоа, и др.). В 30-40-е гг. приходит к религиозному пониманию мира. Сближается со славянофилами.